top
logo

Rescript Art Metropol

BSC banner 180x36

Bellamer 160x44

Logo Santer760 160x62


Деофшоризация российской экономики. Пути и меры.

 

 вер.2.3. 19.04.2013 г.

1. Введение

2. Вред офшоров

3. Борьба с офшорами

4. Почему офшорный бизнес процветает

5. Причины офшоризации российской экономики

    5.1. Ложные причины офшоризации

            Плохие условия для бизнеса

            Плохой инвестиционный климат

            Неразвитость фондового рынка

            Несовершенное законодательство

            Плохая судебная система

            Плохая защищенность собственности

    5.2. Истинные причины офшоризации

6. Задача, цели, пути и принципы деофшоризации

7. Российские и нероссийские компании

8. Деофшоризационные меры

            Идеологические меры

            Повышение открытости бизнеса

            Доступ к ресурсам, инфраструктуре и госзаказу

            Финансовые меры

            Фондовые меры

            Налоговые меры

            Валютные меры

            Международные меры

9. Заключение

 

 

1. Введение

Российская экономика носит офшорный характер. В своем Послании Федеральному собранию от 12.12.2012 г. и на пресс-конференции 20.12.2012 г. Президент РФ В.В. Путин констатировал наличие этой проблемы и заявил о необходимости добиваться деофшоризации российской экономики. Правительству было дано поручение разработать комплексные предложения по выводу экономики из офшоров.

Для того чтобы правильно определить направление и состав необходимых для решения задачи деофшоризации мер, прежде всего, необходимо выявить причины, заставившие российский бизнес уйти в офшоры.

Среди главных причин ухода российского бизнеса в офшоры экспертами выделяются следующие: плохой инвестиционный климат; несовершенное законодательство; плохая судебная система; плохая защищенность собственности; неразвитость фондового рынка и вообще плохие условия для бизнеса в России. Из этих причин и вытекают необходимые меры – улучшить, совершенствовать, развивать, сильнее защищать. В общем, создать такие хорошие условия, чтобы российские капиталы вернулись на родину и наступила деофшоризация.

В настоящем докладе показывается несостоятельность этих причин, и невозможность возвращения российских капиталов из заграницы путем улучшения условий для бизнеса в России.

Во-первых, и законодательство, и суды, и защищенность собственности, и в целом условия для бизнеса в России лучше, чем во многих и многих других странах, включая самые развитые и "цивилизованные".

Во-вторых, офшорные государства предоставляют компаниям, зарегистрированным в их юрисдикции такие специфические условия – анонимность владения и управления компанией, освобождение от уплаты налогов, - какие ни Россия, ни любое другое неофшорное государство, никогда не сможет предоставить.

Поэтому надо, конечно, совершенствовать законодательство и работу судов, защищать собственность, улучшать инвестиционный климат, развивать фондовый рынок. Но задачу деофшоризации этими мерами не решить.

Настоящий доклад раскрывает истинные причины ухода бизнеса в офшоры.

Главной причиной являются конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров. Компания, не использующая офшоры, проигрывает своим офшоризованным собратьям. Бизнес вынужден на том или ином этапе своего развития уходить в офшоры просто для того, чтобы сохранить конкурентоспособность.

В докладе подробно анализируется вред офшоров, антиофшорный опыт развитых государств и международных организаций, а также причины, по которым, несмотря на всемирную и всемерную борьбу с офшорами, офшорный бизнес бурно развивается все последние десятилетия.

Доклад обосновывает комплекс мер, реализация которых позволит уменьшить офшорный фактор в российской экономике.

Вследствие многочисленности форм, видов и способов применения офшоров в коммерческом обороте, в зависимости от контекста, вкладывается разное значение в офшорные термины. Некоторые понятия требуют расширения своего содержания.

В настоящем докладе термины употребляются в следующих значениях:

Офшор (офшорная компания) (англ. off-shore - вне берега) – юридическое лицо, зарегистрированное за пределами российской юрисдикции, пользующееся прямо или опосредованно существенно более льготным в сравнении с российским налоговым режимом и/или возможностью анонимного владения и управления.

Такое расширительное толкование связано с тем, что кроме офшоров, зарегистрированных в классических офшорных юрисдикциях - Британские Виргинские острова (БВО), Белиз, Панама и пр., к офшорам необходимо относить и компании, зарегистрированные в так называемых "налоговых гаванях" –  Кипр, Гибралтар, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург и пр. Также следует выделить такие респектабельные юрисдикции как Нидерланды, США, Великобритания, Швейцария. Например, в Великобритании существует такой вид юридического лица, как партнерство с ограниченной ответственностью (англ. LimitedLiabilityPartnership, LLP), не являющееся субъектом налогообложения. Как правило, обоими партнерами такого LLP являются классические офшоры. Таким образом, ни само партнерство не платит налоги, ни партнеры, его образующие. Номинальный сервис для LLP обеспечивается в полном объеме.

К опосредовано пользующимся налоговыми льготами можно отнести, например, английскую компанию с ограниченной ответственностью (Ltd.), действующую в паре с классическим офшором на основании агентского договора. Такая английская компания (агент) участвует в обороте от своего имени, но в пользу своего офшорного выгодополучателя (бенефициара). По оценкам экспертов, большинство английских компаний, потерявших свои деньги в кипрских банках, являются или LLP, или агентскими Ltd и принадлежат россиянам.

Деофшоризация – снижение офшорного фактора в российском бизнесе. Уменьшение количества офшоров, используемых российским бизнесом. Уменьшение в количественном и стоимостном выражении товарных и денежных потоков, проходящих через офшоры.

Для этого потребуется разработать и внедрить в российское законодательство комплекс мер, создающих условия, при которых российских бизнес будет вынужден снизить до достижимых пределов (в идеале совсем отказаться) использование офшорных механизмов и в значительной степени перейти в российскую юрисдикцию.

2. Вред офшоров

Использование офшоров в бизнесе дает многочисленные преимущества. Но все их можно свести к трем основным:

-        Обеспечение анонимности владения компанией;

-        Возможность платить очень низкие (или вообще не платить) налоги;

-        Выход на международные рынки дешевых длинных денег.

Практика использования офшоров в бизнесе велика и разнообразна. Всего насчитывается несколько десятков схем налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации. Офшоры используются для манипуляций с ценами при трансфертных операциях, для создания холдинговых структур, для вывода из-под налогообложения прибыли, для инвестирования и кредитования, в том числе для самоинвестирования и самокредитования, для страхования и перестрахования, для учреждения трастов и передачи им имущества для защиты от обращения на него взысканий, для работы по агентским и комиссионным схемам, для лизинговых операций, для оказания транспортных услуг, для владения коммерческими судами и частными яхтами, для участия в строительстве, для производства на давальческом сырье, для владения объектами интеллектуальной собственности и выплаты лицензионных платежей, а то и просто в качестве кошелька, свободного от валютного контроля.

Внешняя легальность этих схем обеспечивается непрозрачностью. В абсолютном большинстве случаев при раскрытии реальных владельцев и управляющих офшора, эти схемы становятся противозаконными и подпадают под санкции, предусмотренные и российским, и зарубежным законодательством для притворных сделок, трансфертного ценообразования и уклонения от уплаты налогов.

Поэтому офшорные государства совсем не стремятся раскрывать сведения о реальных владельцах, зарегистрированных у них компаний. А основной способ борьбы с офшорами – понуждение офшорных государств к выдаче информации о реальных владельцах и управляющих офшорных компаний посредством заключения договоров об обмене налоговой информацией.

Офшоры используются и для криминальной деятельности, в том числе, для отмывания доходов и финансирования терроризма. По оценкам Международного валютного фонда, общемировой объем отмываемых денег составляет 2 – 5 % мирового ВВП[1]. По данным ООН, ежегодно в мире легализуется $400 - $450 млрд., в связи с чем ООН даже объявила “отмывание грязных денег” врагом общества номер один[2]. По оценкам российских экспертов, за пределы страны ежегодно незаконно вывозится $22 - $23 млрд. долл., что вполне сопоставимо с государственным бюджетом России. По тем же расчетам в зарубежных банках находится не менее $250 млрд., перемещенных по криминальным цепочкам[3].

Различные эксперты дают различные данные об объеме мировой торговли, проходящей через офшоры, и о величине капиталов, аккумулированных в офшорных юрисдикциях. По данным ЦСА РАН в 2010 г. стоимость глобальных активов под управлением финансовых институтов в офшорах составляла $7,8 трлн., т. е. 6,4 % глобального мирового богатства, которое оценивалось в $121,8 трлн[4]. Эти данные носят оценочный характер ввиду непрозрачности офшорного бизнеса. Но очевидно, что офшоры играют гигантскую роль в мировой экономике. Так, например, из ста британских компаний с наибольшей капитализацией, включенных в листинг Лондонской фондовой биржи, лишь две не пользуются офшорами. Остальные имеют более 8 тыс. дочерних структур в офшорах по всему миру. 83 из 100 крупнейших американских корпораций, акции которых обращаются на бирже, имеют дочерние компании в офшорах[5]. Бизнес транснациональных корпораций построен на офшорах.

Из развитых государств Россия по масштабам использования офшоров впереди планеты всей. Большая часть экономики России так или иначе завязана на офшоры. Оценки разнятся, но практически весь крупный и средний бизнес использует офшоры. Многие мелкие компании (даже те, которые никак не связаны с международной торговлей), приобретающие на внутреннем рынке все необходимые им товары, материалы, комплектующие, ресурсы и на внутреннем же рынке реализующие свои товары/работы/услуги, стремятся стать "международными". То есть стремятся учредить за границей компанию и построить на ней корпоративную цепочку и/или оформить на нее право собственности на основные средства и/или выплачивать ей роялти за пользование товарными знаками.

Использование офшоров российским бизнесом причиняет огромный вред интересам Российского государства.

Анонимность владения и управления офшором используется для криминальной деятельности, в том числе, для уклонения от уплаты налогов, коррупции и финансирования терроризма.

Налоговая оптимизация корпоративной структуры российских предприятий и их товарных потоков с использованием офшоров приводит к недобору налогов в бюджет РФ.

За границей Российской Федерации регистрируется собственность, проводятся сделки, берется заёмный капитал, разрешаются споры в арбитраже и судах, размещаются акции. В том числе промышленных предприятий регионального и общегосударственного масштаба, продукция которых имеет важное значение для экономики и/или обороноспособности страны, а деятельность этих предприятий оказывает существенное влияние на социальную обстановку (например, градообразующие предприятия). Это напрямую затрагивает интересы государственной безопасности.

Российские предприятия, не пользующиеся офшорными налоговыми льготами и не имеющие выход на зарубежный фондовый рынок, как и доступ к дешевым и длинным кредитам, находятся в дискриминационном положении по сравнению с "продвинутыми" на Запад конкурентами.

Зависимость российского бизнеса от заграницы не только корпоративная, но и финансовая. Многие предприятия набрали длинных дешевых кредитов, заложили все свои основные средства и свои акции. С одной стороны, Россия обладает значительными золотовалютными резервами и относительно маленьким государственным долгом. Но с другой стороны, существует очень большая задолженность частных предприятий перед иностранцами. Корпоративный долг перед иностранными инвесторами не суверенен, частные заёмщики отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Значительная часть российских основных средства производства – заводы, фабрики, шахты, суда, самолеты и т.д. – заложена иностранцам.

Внешний государственный долг России, по данным ЦБ РФ на 1 января 2013 г., составляет около $60 млрд. - 3% российского ВВП[6].Это очень низкий показатель даже для развитых и благополучных стран. Незначительный государственный долг является результатом проводимой российским государством в течение двухтысячных годов экономической политики.

Частные предприятия, организации, коммерческие банки, в том числе с государственным участием, действуют по принципу "займем не глядя". Кризис 2008 – 2009 гг. поставил крупных должников на грань банкротства, но не отрезвил их. Они продолжают набирать все больше и больше[7].

Внешний корпоративный долг превышает государственный долг почти в пять раз и стремительно растет. По данным ЦБ РФ на 1 января 2013 г., составляет $564 млрд., из которых долги коммерческих банков – $208 млрд., а остальных предприятий и организаций – $356 млрд.

Большую часть внешнего корпоративного долга составляют ссуды и займы. Задолженность по ссудам и займам российских банков уже превысила $100 млрд., а предприятий и организаций $232 млрд. [8].

Хотя государство и не отвечает по долгам частных компаний, в критических ситуациях, оно оказывает им помощь. В период кризиса 2008-2009 гг. государство предоставило огромные, измеряемые миллиардами долларов, кредиты Сбербанку, Банку ВТБ, Газпромбанку, Газпрому, Роснефти и другим крупным компаниям.

Внешние заимствования производятся и путем выпуска корпоративных облигаций, в том числе, европейских облигационных займов. Российские компании, из которых больше половины крупнейших должников, это компании государственным участием, выпустили корпоративных облигаций на $90 млрд.[9].

Выплаты по долгам растут. В последние годы выплаты по внешнему долгу составляют уже значительную долю ВВП.

Вред офшоризации российской экономики состоит не только и не столько в недополученных налоговых доходах. Главные угрозы - утрата государственного контроля над стратегическими активами в ТЭКе, металлургии, машиностроении, оборонных производствах, потеря управляемости экономикой и снижение обороноспособности страны.

3. Борьба с офшорами

Борьба с офшорами ведётся как развитыми государствами, так и международными организациями.

Специального антиофшорного законодательства не существует ни в России, ни за рубежом. Положения, имеющие то или иное отношение к офшорам, включаются в различные нормативно-правовые акты, в налоговое, банковское законодательство, в положения международных договоров и т.д. и т.п. Антиофшорные положения, закрепленные в национальном законодательстве, направлены, прежде всего, на резидентов. Это и владельцы офшорных компаний, и лица, вступающие с такими компаниями в те или иные отношения.

США последовательно ужесточают антиофшорные меры. В свое время иностранные компании, не имеющие доходов в США, не входили в сферу действия американского налогового законодательства. Этим пользовались американцы, получая, например, доход на имя принадлежащей им офшорной компании, и, таким образом избегая налогообложения в США этих доходов или, по крайней мере, получая отсрочку по этим налогам до момента распределения офшорной компанией дивидендов своим владельцам.

Начиная с 1962 года в законодательстве США разрабатывается и совершенствуется набор норм, известных как Правила о контролируемых иностранных корпорациях (ControlledForeignCorporations – CFC)[10]. При выполнении определенных условий иностранная компания считается контролируемой резидентами США. В этом случае американский акционер[11] такой компании обязан учесть в составе своих налогооблагаемых доходов долю прибыли компании, соответствующую его доле в капитале компании. Он обязан сделать это даже в том случае, когда фактического распределения этого дохода акционерам не производилось. При этом если контролируемая компания уплачивала налоги со своего дохода в стране регистрации, эта сумма зачитывается при уплате налогов в США.

США расторгли почти все Договоры об избежании двойного налогообложения с офшорными странами. Это положило конец применению целого ряда распространенных налоговых схем, в частности, так называемого "голландского сэндвича" – антильский холдинг, владеющий нидерландским холдингом, владеющий другим антильским холдингом, который владеет собственностью в США.

В то же время договоры об обмене налоговой информацией заключаются США, прежде всего, с офшорными странами. После того как ОЭСР в 2009 г. были сформулированы новые критерии в отношении информационной открытости офшорных территорий, большинство из них заключили с США требуемые двусторонние соглашения. Уже к началу 2011 г. США заключили 27 соглашений об обмене информацией, 49 соглашений об оказании юридической поддержки[12]. В соответствии с этими соглашениями стороны обязуются обмениваться информацией, имеющей отношение к налогообложению. В том числе, компетентные органы уполномочены по запросу другой страны получать и передавать информацию, хранящуюся в банках, у номинальных держателей акций, у регистрационных агентов и т.д. При необходимости, налоговые органы двух стран могут собирать по поручению другой страны причитающиеся там налоги.Предусматривается даже возможность проведения налоговых проверок властями одной страны в другой стране, правда, с согласия самих поверяемых.

Закон о банковской тайне 1970 года (Currency and Foreign Transactions Reporting Act)[13] по существу является законом об отмене банковской тайны, так как он предоставляет государству возможность контроля транзакций по любым банковским счетам.

Закон о контроле над отмыванием денег 1986 г. (Money Laundering Control Act)[14] определил отмывание денег как федеральное уголовное преступление. Им были введены три новых уголовных преступления:

-        Сознательное содействие в отмывании криминальных денег;

-        Сознательное участие в операциях с активами, полученными в результате отмывания, суммой более $10 тыс.;

-        Уклонение от подачи отчетности в соответствии с Законом о банковской тайне путем структурирования (разбиения) транзакций.

После событий 11 сентября 2001 года был принят антитеррористический законодательный акт под названием "Объединить и усилить Америку путем предоставления соответствующих средств, необходимых для противодействия и противостояния терроризму" (UnitingandStrengtheningAmericabyProvidingAppropriateToolsRequiredtoInterceptandObstructTerrorism – USAPATRIOTAct)[15].

 Закон предоставил беспрецедентные полномочия спецслужбам по сбору информации о гражданах и компаниях, в том числе по прослушиванию телефонных переговоров и контролю электронной почты. В состав Патриотического акта входит Закон О противодействии международному отмыванию денег и финансированию терроризма. Он включает следующие важнейшие положения:

-        Секретарю казначейства предоставлены полномочия определять, операции с какими зарубежными юрисдикциями и/или финансовыми институтами являются подозрительными;

-        В случае совершения подозрительных операций, к американским банкам предъявляются повышенные требования к определению реальных бенефициаров и к фиксированию таких операций;

-        При наличии в американском банке корреспондентских счетов подозрительного банка и/или финансового института, американскому банку может быть предъявлено требование идентификации всех клиентов подозрительного банка и предоставления на них полной информации, как если бы эти клиенты сами имели счет в американском банке.

-        Для особо подозрительных юрисдикций и банков корреспондентские счета могут быть вообще запрещены.

-        Вводятся меры углубленной проверки при открытии корреспондентских счетов и частных инвестиционных счетов.

-        При открытии корреспондентских счетов предусмотрена идентификация владельцев банков с офшорной лицензией (лицензией на работу только вне страны регистрации) и банков из подозрительных юрисдикций.

-        При открытии частных инвестиционных счетов на сумму более $1 млн требуется идентификация бенефициара, источника средств. Особое внимание уделяется счетам зарубежных политических деятелей.

-        Запрещены корреспондентские счета с "банками - пустышками", то есть банками, не имеющие реального офиса ни в одной стране мира и представляющими собой лишь банковскую лицензию и набор корреспондентских счетов, управляемых с ноутбука владельца банка.

-        Предусмотрена возможность ареста средств на межбанковских счетах в США.

В 2010 г. принят Закон о налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов. В 2012 г. соглашение по совместному проведению в жизнь его положений заключено с Францией, Германией, Италией, Испанией и Великобританией.

В 2012 г. опубликован Проект налоговой реформы для коммерческого сектора (ThePresident`sFrameworkforBusinessTaxReform).

В целом в США разрабатываются и принимаются следующие антиофшорные меры[16]:

-        Американские граждане обязаны декларировать инвестиции и доходы независимо от страны их происхождения;

-        Вводится обязанность американских компаний доказывать, что они не скрывали свои доходы с помощью офшоров;

-        Использование офшора допускается, только если сделка имеет существенную экономическую (не налоговую) целесообразность и/или направлена на развитие бизнеса;

-        В отношении иностранных государств и финансовых институтов, препятствующих сбору налогов в американскую казну, вводятся санкции;

-        Отменяется отсрочка уплаты налога на прибыль американских корпораций из зарубежных источников до репатриации этой прибыли;

-        Разрабатываются меры по уменьшению мотивации компаний к перемещению активов за рубеж.

Похожие меры разрабатываются и внедряются в Великобритании и странах континентальной Европы. Германия, являясь мировым лидером по количеству соглашений об избежании двойного налогообложения (136 по состоянию на май 2011 г.), все больше принуждает офшорные юрисдикции к заключению соглашений об обмене налоговой информацией[17].

Начиная с 1992 г. эксперты Европейского союза пытаются решить проблемы, связанные с офшорным бизнесом. Совещание министров финансов стран ЕС в октябре 2001 г. приняло решение об обмене информацией о подозрительных сделках и об увеличении прозрачности финансовых операций. В ЕС все сделки с компаниями из офшорных зон подлежат обязательной проверке. Любые отчисления в адрес офшорных компаний облагаются дополнительным налогом "у источника", что в значительной степени уменьшает выгоды сотрудничества резидентов с офшорными зонами. Сфера интересов ЕС затрагивает, прежде всего, те офшорные юрисдикции, которые либо входят в ЕС (Гибралтар, Кипр), либо находятся в Европе (Швейцария), либо ассоциированы с участниками ЕС (Британские Виргинские острова)[18].

Китай имеет более 120 соглашений об обмене налоговой информацией, в том числе, с основными офшорными территориями. Это позволяет достаточно успешно выявлять схемы уклонения от налогов[19].

Борьба с офшорами ведется и на международном уровне. Исторически сложилось, что первым обвинением, выдвинутым со стороны мирового сообщества против офшорных государств, было обвинение в нечестной налоговой конкуренции. Затем к нему добавились обвинения в содействии преступности, отмыванию денег, а после трагических событий в США 11 сентября 2001 г. – в финансировании терроризма. Организация экономического сотрудничества и развития (OrganizationforEconomicCo-operationandDevelopment, OECD, ОЭСР) ведет борьбу, прежде всего, с нечестной налоговой конкуренцией между государствами. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FinancialActionTaskForceonMoneyLaundering – FATF, ФАТФ) специализируется на отмывании денег и финансировании терроризма.

Основной прием в борьбе с офшорами – составление "черных списков" подозрительных стран. Компании из таких стран так или иначе дискриминируются, а резиденты, имеющие с ними дело, подвергаются санкциям. Ни ОЭСР, ни ФАТФ не уполномочены непосредственно применять какие-либо меры воздействия к странам-нарушительницам. Их деятельность сводится к выработке рекомендаций странам - участникам.

ОЭСР в 1963 г. (изменения в 1977, 1992 г.г.) предложила Модель соглашения об избежании двойного налогообложения[20]. К модели регулярно принимаются дополнения, а также имеются обширные и постоянно дописываемые официальные комментарии ОЭСР. В 1998 г. вышел доклад "Недобросовестная налоговая конкуренция" (HarmfulTaxCompetition: AnEmergingGlobalIssue)[21], где были сформулированы критерии для определения того, какую налоговую практику государства можно считать "недобросовестной", а также указаны методы противодействия ей. В докладе в качестве вредоносных рассматривались не только безналоговые юрисдикции, но также и некоторые преференциальные налоговые режимы некоторых стран, в том числе и развитых стран-членов ОЭСР. В 2000 г. был представлен доклад "К глобальному налоговому сотрудничеству".

Рекомендации ОЭСР, касающиеся борьбы с нечестной налоговой конкуренцией, в частности, следующие:

-        Введение в налоговую систему стран-участниц правил, ликвидирующих выгоды от использования офшоров (например, законодательства о контролируемых иностранных компаниях);

-        Облегчение доступа налоговых властей к банковской информации;

-        Предоставление отчетности резидентов в отношении зарубежных операций;

-        Внесение в договоры об избежании двойного налогообложения положений по обмену информацией и взаимодействию налоговых органов; положений, исключающих использование договора офшорными компаниями; отказ от заключения договоров с налоговыми убежищами;

-        Воздействие на "налоговые убежища" через страны, имеющие с ними близкие связи;

-        Разработка принципов правильного налогового администрирования;

-        Организация взаимодействия со странами, не входящими в ОЭСР.

В 2009 году ОЭСР утвердила стандарты налоговой прозрачности. В соответствии с этими стандартами национальные правительства должны проявлять готовность к обмену налоговой информацией по запросу страны-партнера. Под налоговой информацией понимается бухгалтерская отчетность, банковская информация, информация о владении собственностью. По данным ОЭСР, к 2012 году более 90 стран приняли на себя обязательства соответствовать этим стандартам.

У России имеется 80 договоров об избежании двойного налогообложения, большая часть которых было заключено еще Советским Союзом. Но соглашения об обмене налоговой информацией имеются только с 19 странами. По данным ФНС, по состоянию на апрель 2013 года у России имеются межправительственные и межведомственные соглашения об обмене налоговой информацией со следующими странами: Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Грузия, Казахстан, Киргизия, Куба, Молдова, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Франция, Норвегия, Польша, Швеция и Дания[22]. Это не далеко не самые проблемные страны. Между тем, у России нет ни одного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорами.

В 1989 г. на встрече "Большой семерки" в Париже была создана ФАТФ – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FinancialActionTaskForceonMoneyLaundering— FATF). В настоящее время ФАТФ объединяет 32 государства-участника, а также шесть государств-членов Совета по сотрудничеству Персидского залива (GulfCo-operationCouncil) и Европейскую Комиссию.

ФАТФ выработала так называемые 40 + 9 рекомендаций[23], которых должны придерживаться ее участники для предотвращения отмывания капиталов, полученных незаконно. Они подразделяются на три основных типа.

-        Рекомендации по формированию национального права. Рекомендуется включить отмывание денег в список уголовных преступлений; законодательно предусмотреть возможность конфискации собственности, полученной незаконным путем. Компетентные органы власти должны осуществлять меры по выявлению, отслеживанию, оценке и аресту, а также конфискации такой собственности. Ответственность за отмывание денежных средств должны нести и компании, чьи сотрудники вовлечены в преступную деятельность, а не только сами сотрудники.

-        Рекомендации в части формирования финансовой системы. Предлагается предъявлять ребования к финансовым институтам в отношении идентификации их клиентов (банки должны следовать принципу "знай своего клиента", то есть знать подлинного бенефициара счета). Банкам и другим финансовым учреждениям следует прекратить открытие и закрыть все имеющиеся анонимные счета или счета, открытые на заведомо номинальных или фиктивных лиц. Также предлагается ужесточить требования в отношении хранения записей транзакций. Кроме того, банки должны сообщать властям о подозрительных операциях; обращать особое внимание на операции с государствами, не выполняющими данные рекомендации, и резидентами данных государств. При возникновении опасений о криминальном происхождении фондов полномочные лица банков должны незамедлительно сообщать о них в соответствующие органы, причем в таких ситуациях они освобождаются от ответственности за разглашение банковской тайны. Все транзакции, связанные с перевозкой через границу крупных сумм наличных денег, должны находиться под особым контролем.

-        Рекомендации в части совершенствования международного сотрудничества. Эти рекомендации касаются обмена сведениями; сотрудничества в расследовании дел по отмыванию капиталов, а также по конфискации отмытых капиталов и выдаче преступников.

ООН с конца 80-х годов ведет деятельность в направлении деофшоризации. Подписан целый ряд конвенций, деклараций и резолюций[24].

В настоящее время действует большое количество международных договоренностей о проверке банковских учреждений и деятельности на рынке ценных бумаг. Этими вопросами занимаются Международная организация по контролю за ценными бумагами (InternationalOrganizationofSecuritiesCommissions, IOSCO)[25] и Базельский комитет по банковскому контролю (BasleCommitteeonBankingSupervision)[26], который был создан в 1975 г. для контроля за международной банковской деятельностью – совещательный орган, объединяющий центральные банки развитых государств.

Но надо понимать, что классические офшорные юрисдикции вовсе не являются какими-то исключительными нарушителями международных норм. Большое число стран, традиционно не относящихся к офшорным,  являются чрезвычайно проблемными с точки зрения недобросовестной налоговой конкуренции, содействия преступной деятельности и угрозы мировой финансовой стабильности. Центрами по отмыванию грязных денег нередко выступают Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Хьюстон, Монреаль, Торонто, Ванкувер, Мехико, Лондон и Цюрих. Проблема борьбы с легализацией преступного капитала затрагивает интересы всего мирового сообщества.

4. Почему офшорный бизнес процветает

Несмотря на явный вред офшоров и долгую борьбу с ними, ведущуюся без преувеличения всем миром, офшорный бизнес не только не сворачивается, а, наоборот, растет.

Согласно оценкам ООН, около 90 государств во всем мире практикуют, в той или иной мере, развитие офшорной индустрии на своей территории.

Почти все классические офшорные государства вынуждены были согласиться с требованиями ОЭСР. Но от замыслов гармонизации мировой налоговой системы осталось только требование обмена налоговой информацией со странами ОЭСР. Офшорным зонам удалось отстоять свое право не брать налогов.

Система офшорных бизнес-инструментов возникла много лет назад и в настоящее время стала ключевой в международном бизнесе. Эта система была создана отнюдь не правительствами микроскопических квази-государств, предоставляющих зарегистрированным в них компаниям налоговые льготы. Эта система была создана экономически развитыми государствами, прежде всего Великобританией и США. Сами развитые государства получают вред от офшоров, недополучают налоги, однако офшорный бизнес развивается последние десятилетия опережающими темпами, в том числе на территории самих США, Великобритании и ЕС. Парадокса здесь нет. Ущерб от офшоров компенсируется пользой приносимой офшорами этим государствам.

Офшоры являются инструментом внешнеэкономической экспансии развитых государств. Все войны велись за ресурсы и рынки. Но если захватить ресурсы и рынки не удается, можно поставить под свой контроль компании, занимающиеся добычей ресурсов и поставкой продукции на мировой рынок. Для этого офшоры и существуют.

Офшорная система складывалась не стихийно, а создавалась намеренно. Есть и документальные свидетельства. Опубликовано письмо Банка Англии под грифом "секретно" от 11 апреля 1969 года, дающее представление о силах, превращавших острова Карибского моря после обретения ими независимости в международные финансовые центры: "Трастовые компании, банки и подобные им учреждения, получившие столь стремительное распространение, – не более чем медные таблички, прикрывающие манипуляции активами, которые выводятся за пределы островов. Но нам необходимы надежные гарантии, что этот процесс не выйдет из-под контроля. Разумеется, пусть острова предоставляют убежища для нерезидентов – против этого у нас нет никаких возражений, однако у нас должна быть полная уверенность, что такой возможностью не воспользуются для перекачки британского капитала за пределы стерлинговой зоны в нарушение правил Соединенного Королевства".

Позже и США вовлеклись в офшорный бизнес. В специальной литературе подробно описаны причины интереса США в привлечении иностранного беглого капитала и сохранения конфиденциальности собственников такого капитала. Знаменитым сборищем фальшивых компаний стал офис юридической фирмы UglandHouse на Каймановых островах. Это здание, в котором было зарегистрировано более 12 тысяч корпораций, привлекло внимание американского сената. Сенатор Барак Обама заявил, что это либо "самое большое здание в мире", либо "величайшая в истории налоговая афера". Ему возразил председатель Управления по финансовым услугам Каймановых островов Энтони Трэверс, посоветовавший повнимательнее присмотреться к американскому штату Делавэр: "Офис, находящийся по адресу: город Уилмингтон, Норт-Ориндж-стрит, дом 1209, – стал пристанищем в общей сложности 217 тысяч компаний"[27].

Китай культивирует подконтрольную ему офшорную территорию Гонконг именно в целях внешнеэкономической экспансии. Гонконг имеет более 40 соглашений об обмене налоговой информацией и исключении двойного налогообложения, в т. ч. с такими офшорными территориями, как Джерси, Макао, Маврикий, Люксембург. Гонконг является своего рода "перевалочной базой" по обмену капиталами между Китаем и остальным миром.

Китайские компании широко используют офшорные юрисдикции как часть стратегии внешнеэкономической экспансии. В 2004–2010 гг. объем прямых иностранных инвестиций в офшоры увеличился почти в 12 раз. Офшорами пользуется большинство крупнейших компаний. Эта деятельность осуществляется в рамках государственных программ зарубежных инвестиций. Валютный контроль за движением капиталов сохраняется, и планов по его либерализации пока нет.

Японское законодательство рассматривает офшоры как операционную базу для обслуживания зарубежной сети и иностранных клиентов, выпуска ценных бумаг, покупки активов, слияний и поглощений, организации аутсорсинга, а также для валютных операций за границей. К оттоку капитала через офшоры относятся как к неизбежному и даже необходимому аспекту глобализации японского предпринимательства, поскольку перенос производственных и сбытовых операций за границу стимулирует разработку новых технологий и работу над созданием новых экспортных ресурсов. Отсюда специфика японского регулирования офшоров: направлять движение капитала за границу, не допуская свободного хода финансовых потоков из офшорных зон в Японию.

Большинство развитых стран и контролируемых ими международных организаций проводит политику двойных стандартов в отношении офшорных территорий. Так, ФАТФ, главной целью которой являлась борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, на протяжении долгого времени не относила к таким доходам доходы, полученные путем уклонения от уплаты налогов. Только в феврале 2012 г. ФАТФ приняла рекомендации, которые позволяют относить отмывание неуплаченных налогов к отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Поэтому меры, принимаемые развитыми государствами и по своей инициативе и через решения специализированных международных организаций, непоследовательны и явно недостаточны для деофшоризации.

5. Причины офшоризации российской экономики

Для того чтобы выработать комплекс эффективных мер по деофшоризации российской экономики, прежде всего необходимо выявить истинные причины, по которым российские предприниматели «уходят» в офшоры.

Президентскими, правительственными, академическими, независимыми экспертными структурами выдвигается ряд причин повальной офшоризации российского бизнеса. Многие из них являются ложными и из них следуют ложные направления предлагаемых этими структурами деофшоризационных мер.

5.1. Ложные причины офшоризации

Плохие условия для бизнеса

Тяжесть ведения бизнеса в России сильно преувеличена. Конечно, российский предприниматель на своем пути сталкивается со многими сложностями. Но сложности есть в любой стране мира, и начинающий или расширяющий свой бизнес предприниматель сталкивается с огромным количеством трудностей. Многие из этих трудностей носят объективный характер. В европейских странах это затоваренность рынка, административные препоны при выходе на рынок, очень дорогой труд, жесткое трудовое законодательство, дороговизна энергоносителей. Во многих менее развитых странах это ненадежная финансовая система, терроризм, бунты и государственные перевороты.

Россия предоставляет предпринимателям уникальные условия. Это и наличие ресурсов, и огромный российский рынок, и стабильная политическая и социальная обстановка, и квалифицированная и относительно недорогая рабочая сила, и развитая правовая система, и доступность судебной защиты.

Офшорные юрисдикции предоставляют такие условия – анонимность владения и управления, освобождение от уплаты налогов, которые неофшорные государства НИКОГДА не смогут предоставить. Перетянуть бизнес из офшоров обратно в Россию путем создания условий более благоприятных, нежели в офшорных юрисдикциях, не удастся.

Плохой инвестиционный климат

Реальные долгосрочные прямые инвестиции в российскую промышленность достаточно хорошо защищены. Защищенность инвестиционных вложений определяется политической и социальной стабильностью, развитым законодательством, доступностью правовой защиты своих интересов, высокой нормой прибыли и, наконец, огромным и постоянно растущим российским рынком. Дополнительную защиту предоставляет специальный Закон Об иностранных инвестициях с его "дедушкиной оговоркой". Такой набор не может предоставить практически ни одно другое государство.

По недоразумению, иностранными инвестициями называется также попадающий в Россию международный спекулятивный супермобильный капитал. Так называемый "приток капитала" – это покупка на вторичном фондовом рынке ценных бумаг, имеющих очень отдаленное отношение к экономической реальности. И выкачивается такой спекулятивный капитал почти мгновенно, по самым разным причинам, почти никак не связанным с состоянием и перспективами российской экономики.

Либерализация валютного и фондового регулирования привела к тому, что этот спекулятивный капитал не имеет практически никаких препятствий и свободно перетекает через российскую границу. Более того, бездокументарность ценных бумаг и современные способы совершения сделок на фондовом рынке уже практически стерли эту границу. Часто нельзя даже сказать определенно в какой юрисдикции находятся ценные бумаги, и в какой юрисдикции совершается по ним сделка. "Улучшать" тут что-то уже бессмысленно.

Неразвитость фондового рынка

Это правда. В 2011 году из 10 IPO наших компаний только одно крупное прошло в России. В 2012 году было три крупных IPO – и все вне России. С 2002 по 2012 год 40 российских компаний продали за рубежом акций на сумму $14 млрд. В 2011 г. из $361,7 млрд. прямых инвестиций российских предприятий за границу треть, точнее $121,6 млрд., досталась Кипру. Из $455,9 млрд. прямых инвестиций 28,3% или $128,8 млрд. поступило в Россию из Кипра. Акции российских компаний обеспечивают 18% оборота Лондонской биржи. В течение 2010–2012 годов 80% первичных размещений акций российских компаний прошло за рубежом. На втором месте после России – ЮАР, где этот показатель достиг 29%, на третьем – Индия, показатель равен 14%. Далее следуют Китай с 8% и Бразилия с 7%.

Однако, причем тут фондовый рынок? То, что изначально фондовый рынок создавался как инструмент привлечения сбережений граждан в промышленные и торговые предприятия, давно и прочно забыто. Современный фондовый рынок в значительной степени потерял связь с реальной экономикой и превратился в огромную дыру, наполненную многоэтажными, обеспеченными друг другом пустыми бумажками – деривативами. Сегодня на фондовом рынке правят бал международные спекулянты с практически неограниченными (печатный станок) финансовыми возможностями.

Создание еще более комфортных условий для международного спекулятивного капитала не имеет отношения к задаче деофшоризации российской экономики.

Несовершенное законодательство

Под несовершенностью российского законодательства часто имеется в виду несоответствие его какому-то, якобы "правильному", образцу.

Нет такого образца. Во-первых, такими развитыми правовыми системами, как российская правовая система, обладают всего несколько государств на планете. Россия обладает систематизированным и кодифицированным законодательством, восходящим через немецкое право и наполеоновский гражданский кодекс к римскому праву и кодексу Юстиниана. За одну сессию Государственной думой принимается свыше 200 законов. Ни Науру, ни Кипр, ни Мозамбик, ни Венгрия с Португалией не имеют просто физической возможности разработать сравнимый с российским корпус нормативно-правовых актов и отработать правоприменительную практику. Во-вторых, российская правовая система принадлежит к континентальной правовой семье. Отдельные правовые нормы, правовые понятия и категории, характерные для англо-саксонского права, равно как и для мусульманского (шариат), не могут быть инкорпорированы в российское законодательство.

Российское законодательство непрерывно совершенствуется. Надо принимать деофшоризационные законы и внедрять антиофшорную практику. Но объяснять использование офшоров тем, что у нас "законы плохие", а решать задачу деофшоризации путем "улучшения законов" – в корне неверно.

Плохая судебная система

Отсутствие "нормального" суда в "этой" стране – одна из либеральных мантр. Доказательств того, что в какой-либо другой стране существует высокопрофессиональный суд, реально независимый от административного давления и коррупции, не приводится, так как нет таких судов. Ни в одной стране не существует какого-либо механизма, приводящего на высокие государственные и судебные должности исключительно людей независимых, неподкупных, профессиональных и высоконравственных. И в России, и в Европе/Америке судьи – обыкновенные люди со всеми присущими обыкновенным людям пороками.

Коррумпированность российской судебной системы сильно преувеличена. Ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают 10-12 млн. гражданских дел, и только 5% вынесенных по этим делам решений обжалуется сторонами в вышестоящей инстанции. Более 1 млн. дел ежегодно рассматривается арбитражными судами, из них 17-20% (22% в 2011 году) обжалуется в апелляционной и кассационной инстанциях. Количество коррумпированных решений или решений, вынесенных под административным давлением, составляет ничтожное меньшинство от общего количества вынесенных судами решений.

У российской судебной системы есть перед европейскими и американскими судебными системами и явное преимущество – доступность. Низкие пошлины, невысокая стоимость юридических услуг, систематизированное и кодифицированное законодательство делают судебную защиту реально доступной для всех.

Плохая защищенность собственности

За последние четверть века было создано много совместных предприятий с иностранными инвесторами. Построено немало промышленных предприятий, целиком принадлежащих иностранным инвесторам. Это и сборка автомобилей, и производство продуктов питания и пр. Какие-либо громкие скандалы, связанные с отъемом собственности у этих предприятий, отсутствуют. Подавляющее большинство этих предприятий успешно работает и развивает свой бизнес, а количество таких предприятий растет.

Большинство скандалов, связанных с захватом собственности российских компаний, происходит из постсоветской приватизации, когда владельцами бывшей государственной собственности стали, по существу, случайные люди, часто получившие все это богатство не вполне законным путем. А также последовавших нескольких волн "переприватизации" – бандитской, банкротной, рейдерской. В настоящее время и эти страсти в значительной степени улеглись.

5.2. Истинные причины офшоризации

Конкретные причины, побуждающие конкретного предпринимателя прятаться в офшоре, могут быть разными. Часто это причины, связанные с не вполне законным получением собственности и с не вполне легальным бизнесом этого предпринимателя. При помощи офшоров удобно давать взятки. На офшорных счетах удобно аккумулировать денежные средства, в том числе, личные сбережения. На офшоры удобно покупать европейскую недвижимость и оформлять яхты.

Эти удобства останутся, и использование офшоров для этих целей сохранится, пока существуют сами офшорные юрисдикции. Но эти причины не могут объяснить почти поголовный уход в офшоры российского бизнеса.

Истинной и главной причиной повальной офшоризации российского бизнеса являются конкурентные преимущества, предоставляемые использованием офшоров. Способам применения офшоров в бизнесе, как уже сказано было выше, несть числа. Но все их объединяет то, что предприниматель, прибегающий к использованию офшоров, получает дополнительные конкурентные преимущества.

Это приводит к тому, что практически любая российская компания на определенном этапе своего развития сталкивается с НЕОБХОДИМОСТЬЮ включать в свой состав офшоры, и осуществлять через них оборот или выводить на них прибыль.

6. Задача, цели, пути и принципы деофшоризации

Деофшоризация – снижение офшорного фактора в российском бизнесе – уменьшение количества офшоров, используемых российским бизнесом, уменьшение в количественном и стоимостном выражении товарных и денежных потоков, проходящих через офшоры.

Задача деофшоризации может быть решена достижением следующих целей:

На сегодняшний день невозможна какая-либо радикальная запретительная мера. Но возможно комплексом различных мер создать условия, при которых российский бизнес будет вынужден деофшоризоваться.

Как уже было отмечено, истинной и главной причиной повального ухода российского бизнеса в офшоры являются конкурентные преимущества, предоставляемые использованием офшоров. Следовательно, необходимо создать более выгодные экономические условия для ведения бизнеса в России тем компаниям, которые не используют офшоры в своей деятельности. Одна из форм протекционизма. Но очень эффективная. Особенно в условиях мирового экономического кризиса. Задача деофшоризации может быть решена только путем выравнивания конкурентных условий для российских и нероссийских компаний.

Для этого потребуется разделить компании на российские и нероссийские – пусть и зарегистрированные в России, но корпоративно и финансово зависимые от заграницы.

Результат принесет только полный комплекс мер:

Принципы деофшоризации:

Все разрабатываемые меры можно разделить на три группы:

Нужно, конечно, использовать антиофшорный опыт развитых иностранных государств и исполнять рекомендации ОЭСР и ФАТФ, но нужно понимать, что этого явно недостаточно. Особенно, учитывая политику двойных стандартов этих государств и организаций в отношении офшорных территорий, и факт процветания офшорного бизнеса, несмотря на их борьбу с ним. Офшоры – это инструмент экономической экспансии развитых государств.

Невозможно решить задачу деофшоризации российской экономики без принятия радикальных мер по развитию отечественного бизнеса и по защите экономики от экспансии других государств и транснациональных корпораций.

7. Российские и нероссийские компании

При помощи офшорных механизмов развитые государства, прежде всего, США и Великобритания, осуществляют экономическую экспансию. В том числе, в Россию. Во-первых, это экспорт своих капиталов с постановкой под свой контроль внутренней промышленности и ресурсной базы. Во-вторых, это создание благоприятных условий для бегства российских капиталов и реинвестирование их обратно в Россию, но уже под значительным контролем этих государств.

В настоящее время компании, работающие в России, извлекающие прибыль от использования российских ресурсов, инфраструктуры, труда российских граждан, за редкими исключениями, имеют равные возможности, независимо от того, иностранная это компания или российская. Таких комфортных условий для иностранного капитала сами развитые страны у себя отнюдь не создают.

Испокон веков в международной торговле существует практика защиты внутреннего рынка от иностранных товаров. Путем обложения ввозимых товаров таможенными пошлинами защищаются отечественные производители аналогичных товаров, стимулируется внутреннее производство и пополняется государственный бюджет.

Но защита от экономической экспансии в России отсутствует.

Офшорный характер российской экономики означает зависимость российской промышленности от иностранных владельцев/управленцев/кредиторов. Масштаб этой зависимости превосходит все разумные пределы и угрожает государственной безопасности. Особенно в период кризиса.

В настоящее время необходима защита не только внутреннего рынка от иностранных товаров, но и в целом экономики от иностранной экономической экспансии. Необходимо проводить политику защиты отечественного бизнеса.

Для проведения политики деофшоризации российской экономики, необходимо по определенным признакам отделить компании, хотя и зарегистрированные в России, но активно использующие офшорные инструменты в своем бизнесе и/или находящиеся в зависимости от иностранных лиц (условное название "нероссийские компании"), от компаний, не принадлежащих иностранцам, не пользующихся офшорами, и не зависящих от иностранных лиц (условное название "российские компании").

Вообще понятие компании требует расширения своего содержания. Представляется целесообразным дать следующие определения:

Компания (франц. compagnie) – 1) юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, самостоятельно и полностью обеспечивающее весь технологический цикл получения прибыли; 2) группа ассоциированных юридических и физических лиц, участвующая в экономическом обороте в качестве отдельного хозяйствующего субъекта, централизованно управляющаяся из единого центра принятия управленческих решений и имеющая единый путь вывода прибыли.

Необходимость употребления термина Компания к определенного рода группе юридических лиц обусловлена тем, что в настоящее время российский бизнес очень редко обходится одним юридическим лицом, а имеет в своем составе ряд явно и неявно ассоциированных юридических лиц, осуществляющих производственные, сбытовые, закупочные функции, владеющих имуществом, входящих в корпоративную цепочку, обеспечивающих вывод прибыли.

Российская компания – компания, зарегистрированная в России в соответствии с российским законодательством и удовлетворяющая ряду требований: 1) в состав Компании не входят иностранные лица, или участие иностранных лиц в управлении, обороте, получении выгоды не превышает определенных пределов; 2) размер задолженности Компании перед иностранными лицами не превышает определенной доли в составе ее общей кредиторской задолженности.

Нероссийская компания – 1) иностранная компания; 2) компания, зарегистрированная в соответствии с российским законодательством, но не удовлетворяющая требованиям, предъявляемым к российской компании.

По существу, нероссийская компания – это компания, хотя и зарегистрированная в России в соответствии с российским законодательством, но в большой степени управляемая из-за границы и/или имеющая сильную финансовую зависимость от иностранных кредиторов.

Если перейти на предложенную терминологию, то основную причину бегства в офшоры можно сформулировать так:

В российской экономике нероссийские компании имеют значительные конкурентные преимущества по сравнению с российскими. По этой причине большинство российских компаний вынуждено ради сохранения своей конкурентоспособности на том или ином этапе своего развития тем или иным способом интегрироваться в международный бизнес и становиться нероссийскими.

Решение задачи деофшоризации можно сформулировать так:

Добиться деофшоризации можно только путем компенсации конкурентных преимуществ нероссийских компаний за счет предоставления дополнительных экономических преимуществ российским компаниям.

Возникает вопрос: как на практике отделить российские компании от нероссийских?

Невозможно административным путем, тем более в массовом порядке, при достаточно сложной организации бизнеса какой-то определенной компании вскрыть все цепочку ее корпоративного владения и управления, вычислить конечного выгодополучателя и точку принятия решений, выявить используются ли офшоры в закупочных и сбытовых операциях.

Сделать это может только владелец бизнеса добровольно. И регулярно это делает. При обращении к инвесторам или в банк за кредитом требуется раскрытие этой информации. Банки уже давно придерживаются принципа "знай своего клиента".

Предоставление определенной компании статуса "российской" (повторим, название условное) возможно только на основании добровольного раскрытия компанией информации о себе.

Чтобы административным путем осуществить контроль за достоверностью и полнотой представляемой компаниями информации о себе и о соответствии их установленным требованиям, придется создавать или специальный орган, или специальные отделы в ФНС РФ, подбирать и обучать людей, налаживать работу.

Представляется целесообразным передать эти функции аудиторским организациям. Внести изменения в Закон Об аудиторской деятельности, разработать методику оценки предоставленных документов и порядок выдачи заключений. Установить меру ответственности аудиторской компании за выдачу ложного заключения.

8. Деофшоризационные меры

Необходимо улучшать условия для бизнеса и инвестиционный климат, развивать фондовый рынок, совершенствовать законодательство и судебную систему. Это и происходит, и, дай Бог, будет и дальше улучшаться, развиваться и совершенствоваться.

Но к задаче деофшоризации это не имеет отношения. Улучшение условий для всех не приведет к выравниванию конкурентных диспропорций между российскими компаниями и компаниями, интегрированными в международный бизнес (ушедшими в офшоры).

Идеологические меры

Мифы о немытой России с ее несовершенным законодательством, неправосудным правосудием, насквозь коррумпированным чиновничеством, неспособностью без иностранной помощи развивать технологии и в целом экономику, отсутствием защиты права собственности, и о том, что где-то там, в "цивилизованных" странах всё медом намазано, чрезвычайно живучи. Необходимо развенчание таких мифов.

Уже четверть века российская экономика открыта для иностранцев. Пора подводить итоги. Никто нам не принес передовых технологий. Производительность труда на приватизированных и проданных иностранцам предприятиях не выросла. Становой хребет экономики – добывающая, обрабатывающая промышленность, тяжелое машиностроение, оборонная промышленность, самолетостроение – донашивают производственные мощности, созданные еще при советской власти. Развиваются только предприятия, выпускающие потребительские товары, в основном предприятия сборочные и разливочные. Продолжать дальше ждать, что "заграница нам поможет" – бессмысленно.

Иностранные инвестиции, по сути, являются орудием экономической экспансии, и производятся к пользе зарубежных инвесторов, но никак не России. Нужно прекратить увязывать развитие российской экономики с привлечением зарубежных инвестиций и снимать этот вопрос с повестки дня.

Повышение открытости бизнеса

Деятельность любой крупной компании затрагивает государственные и общественные интересы. Необходимо создавать условия большей открытости бизнеса.

Корпоративные меры. Во всем мире принято разделение на частные, закрытые компании (у нас почти одинаковые ООО и ЗАО) и публичные (ОАО), которые обязаны проходить ежегодную аудиторскую проверку и раскрывать много информации о себе, в том числе публиковать бухгалтерскую отчетность. Имеет смысл установить планку по оборотам, количеству акционеров и другим параметрам, после которой частная компания обязана перерегистрироваться в публичную, со всеми вытекающими последствиями.

Аудиторские меры. Необходимо понизить планку обязательности аудита по таким критериям как размер оборота, количество акционеров и другим критериям. Обязать при проведении аудита раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять компании аффилированные и ассоциированные с проверяемой.

Установить случаи, например при получении государственного заказа, когда раскрытие информации о себе позволяет компании участвовать в торгах на льготных условиях.

Доступ к ресурсам, инфраструктуре и госзаказу

Вся российская промышленность и весь российский бизнес непосредственно или опосредованно завязаны на ресурсы – полезные ископаемые, земля, лес, вода, энергоносители. При предоставлении этих ресурсов, а также при подключении к сетям, можно предусмотреть льготы для российских компаний.

Государство не только распределяет ресурсы, но и является крупнейшим хозяйствующим субъектом. Являясь покупателем товаров и заказчиком работ/услуг, российское государство имеет законное (перед богом и людьми) право предоставлять дополнительные преференции для российских компаний – поставщиков товаров/работ/услуг для государственных нужд.

Финансовые меры

Огромная задолженность российского бизнеса перед иностранными кредиторами создает угрозу национальной безопасности. Необходимо внешний корпоративный долг, или его существенную часть, конвертировать во внутренний. Возможности для этого есть.

Российские компании, среди которых более половины с участием государства, занимают валютные средства на внешнем рынке по процентным ставкам, в 2–3 раза превышающим доходность российских золотовалютных резервов (ЗВР).

На 1 января 2013 г. российские ЗВР составляют $537 млрд. и приносят доход 2–3% годовых. При этом корпоративный внешний долг составляет $624 млрд., подавляющая часть которого складывается из средств иностранных инвесторов, предоставляемых нашим предприятиям и организациям на достаточно короткий (3-5 лет) срок.

Российские ЗВР по величине третьи в мире после Китая и Японии. Для экономической безопасности страны вполне достаточно было бы иметь, по оценкам экспертов, резервы в размере не более $200 млрд. Но даже в этом случае эти резервы будут превышать резервы таких стран, как США, Германия, Великобритания, Франция, Италия.

Необходимо определенную часть резервов использовать для перекредитования российского бизнеса. Вполне возможно предоставление кредитных ресурсов российским компаниям по ставке 4–5% годовых. Задача выглядит выполнимой, учитывая, что внешний долг 15 самых крупных должников приближа­ется к 50% всего внешнего корпоративного долга, а трех ведущих должников Газпрома, Роснефти и ВТБ – к 30%.

Необходимо на законодательном уровне повысить долю инвестиционного кредита в общем кредитном портфеле банков с 6% в настоящее время хотя бы до 10-15%.

Необходимо значительно снизить процентную ставку Центрального банка, особенно при предоставлении кредитов в валюте для инвестиционных целей.

Не допускать увеличения задолженности российских предприятий, и, прежде всего, компаний с государственным участием, выше 60% от объема добавленной стоимости, из которых на иностранных кредиторов должно приходиться не более 30 – 40% от объема добавленной стоимости.

Необходимо установить повышенные требования к резервированию при кредитовании российскими банками компаний, чью долги (прежде всего, внешние) и без того велики.

Фондовые меры

Комплекс мер, направленный на переориентирование фондового рынка его от спекулятивных целей к функции перераспределения финансовых ресурсов в реальный (производственный) сектор экономики.

Привлечение денежных средств частных лиц в фондовый рынок. Ключевым механизмом может служить формирование сегмента финансовых инструментов, позволяющих частному инвестору использовать финансовые инструменты не только как объект купли–продажи, но также использовать инструменты в неденежной форме: покрытие (погашение) кредитов, ипотечных кредитов, внесение финансовых инструментов на пенсионное обеспечение и т.д. Инструментами могут быть как государственные, так и корпоративные финансовые инструменты.

Привлечение денежных средств хозяйствующих субъектов (юридических лиц) на фондовый рынок за счет формирования преференциальной системы. Т.е. лица, инвестирующие денежные средства (часть оборотных средств, прибыли) в инструменты фондового рынка (как государственные, так и корпоративные) имеют возможность получать преимущества (льготы) при получении доступа к ресурсной базе: кредитные ресурсы, коммуникационные (электричество, связь, траснспорт и т.п.), лицензионные и разрешительные преференции.

Осуществление финансирования государственных инвестиционных проектов не прямым предоставлением финансовых ресурсов, а за счет приобретения государством финансовых инструментов, прежде всего акций, эмитентами которых выступают хозяйствующие субъекты, через которые осуществляются государственные инвестиционные программы и/или осуществляется финансирование инвестиционных проектов.

Упрощение процедур государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг в целях снижения административных барьеров по доступу хозяйствующих субъектов к фондовому рынку.

Создание преференциальной системы для эмитентов (хозяйствующих субъектов), ценные бумаги которых допущены к размещению/обращению на фондовой бирже.

Налоговые меры

Разработать и ввести в налоговое законодательство следующие понятия "офшорная компания", "контролируемая компания", "конечный выгодополучатель (бенефициар)".

Расширить содержание и область применения понятий "консолидированная группа налогоплательщиков", "контролируемая сделка".

Распространить налогообложение у источника на все операции, в том числе торговые, совершаемые с офшорными компаниями.

Разработать меры по налогообложению непрямых и нерепатриированных доходов российских резидентов от участия в иностранных компаниях.

За счет налогообложения оборота ценных бумаг добиться  снижения спекулятивного фактора на рынке ценных бумаг.

Обложить налогом займы и кредиты, получаемые российскими заемщиками из зарубежных источников.

Ввести порядок уплаты НДС импортерами, осуществляющими предоплату поставок товаров и услуг нерезидентами, в момент осуществления платежа с последующим перерасчетом при таможенном оформлении (это приведет к снижению эффективности использования фирм-«однодневок» для незаконного вывоза капитала, выровняет условия конкуренции при приобретении товаров у российских предприятий и у нерезидентов);

Внедрять в налоговое законодательство опыт развитых иностранных государств, рекомендации ОЭСР и ФАТФ.

Валютные меры

Усилить валютный контроль. Ввести мониторинг в режиме реального времени трансграничного движения денежных средств. Разработать алгоритм обработки полученных данных с целью выявления подозрительных операций.

Налоговые органы должны стать органами валютного регулирования и валютного контроля, а не только агентами валютного контроля (для этого необходимо ввести порядок обязательного уведомления таможенными органами и банками налоговых органов о всех осуществляемых физическими и юридическими лицами валютных операциях вывоза капитала).

Ввести штрафы при непоступлении экспортной выручки, нерепатриации непогашенных импортных авансов в размере всей величины таких авансов, а также при других видах незаконного вывоза капитала в размере его величины.

Прекратить практику включения во внереализационные расходы (уменьшающие налогооблагаемую прибыль) безнадежных (списанных вследствие истечения исковой давности) долгов предприятиям со стороны нерезидентов.

Ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала под видом неоплаченной покупателями-нерезидентами продукции, непогашенных импортных авансов, непогашенных заемщиками-нерезидентами кредитов, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам, а также за просрочку зачисления и неполное зачисление валютной выручки на банковские счета при внешнеторговой деятельности; за создание и использование "фирм - однодневок".

Задействовать такие мощные инструменты регулирования, как обязательная продажа части валютной выручки и обязательное резервирование валютных операций, административные ограничения на открытие счетов и осуществление операций по ним.

Внедрять в законодательство о валютном контроле и в практику работы государственных органов, и агентов валютного контроля опыт развитых иностранных государств, рекомендации ОЭСР и ФАТФ.

Международные меры

Провести ревизию всех соглашений об избежании двойного налогообложения, особенно с офшорными юрисдикциями, с тем, чтобы они не могли быть использованы для уменьшения налоговых обязательств российских компаний.

В короткие сроки добиться заключения договоров об обмене налоговой информацией со всеми офшорными государствами. Добиваться надлежащего исполнения этих договоров.

Принимать активное участие в работе ОЭСР, ФАТФ, других организаций, занимающихся вопросами антиофшорного регулирования.

9. Заключение

Использование офшоров российским бизнесом наносит российскому государству вред, далеко выходящий за рамки простого недополучения налогов. Практически вся российская промышленность зависит от заграницы и управляется из-за границы. Основные средства заложены и перезаложены под обеспечение привлеченных из-за границы денежных средств. При этом является ли инвестор реально зарубежным или зависимость от иностранного юридического лица создана искусственно путем реинвестирования выведенной за рубеж прибыли, не суть важно. Главные угрозы, с которыми сталкивается государство, связаны с утратой контроля над стратегическими активами в ТЭКе, металлургии, машиностроении, оборонных производствах и, следовательно, с потерей управления экономикой. Чрезвычайно высокий, на фоне других развитых стран, уровень офшоризации российской экономики создает прямую угрозу безопасности и обороноспособности страны.

Главной причиной сложившейся ситуации является диспропорция в конкурентных преимуществах между компаниями, использующими офшоры в своем бизнесе и компаниями, еще пока не "интегрированными в международный бизнес". Именно эта диспропорция заставляет бизнес для сохранения конкурентоспособности на том или ином этапе своего развития уходить в офшоры.

Простое следование антиофшорному опыту развитых иностранных государств и исполнение рекомендаций ОЭСР и ФАТФ не позволит решить задачу деофшоризации. Необходимо учитывать то, что эти государства и организации проводят политику двойных стандартов в отношении офшорных территорий, а офшорный бизнес процветает, несмотря на упорную борьбу с ним. Офшоры – это инструмент экономической экспансии развитых государств.

Следовательно, основным направлением разрабатываемых мер по деофшоризации российской экономики должны стать меры, направленные на устранение этой диспропорции. Для решения задач развития российской экономики, для повышения благосостояния российских граждан, для процветания России необходимо обеспечить приоритетное развитие национального бизнеса путем прекращения фактической дискриминации российских предприятий по сравнению с оффшорными юрисдикциями, законодательно закрепить преимущественное положение российских кампаний.


[1] Bagella M., Becchetti L. Esternalita Regionali ed Effetti Economici della Regolamentazione contro il Riciclaggio. VI Rapporto Fondazione Rosselli. Dalla banca alla eurobank: Nuevo mercati e regole. Edibank/ Ed. 2. 2001. Р. 35-58.

[2] Прокурорская и следственная практика. 2000. № 2. С. 1.

[3] Шашкова А.В. Теретико-правовые проблемы финансово-правовой оценки легализации незаконных доходов // Вопросы экономики и права. 2010. № 8. С.16-20.

[4] Офшоры в глобальной экономике мировой опыт и российские реалии. Финальный документ ситуационного анализа ЦСА РАН, апрель 2012 г.

[5] Офшоры в глобальной экономике…

[6] http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_est_new.htm&pid=svs&sid=itm_56777

[7] Аганбегян А.Г. Возрастающий корпоративный долг перед иностранными инвесторами – «петля на шее» национальной экономики // Деньги и кредит. 2013. № 3. С.3-8.

[8] Аганбегян А.Г. Возрастающий корпоративный долг…

[9] Аганбегян А.Г. Возрастающий корпоративный долг…

[10] http://www.law.cornell.edu/uscode/text/26/1297

[11] Под американским акционером имеется в виду лицо, прямо или опосредованно (через трасты, номиналов, родственников и т.д.) владеющее 10 и более процентов голосующих акций корпорации. Контролируемой корпорация считается, если американский акционер владеют более чем 50% голосующих акций или капитала.

[12] Офшоры в глобальной экономике…

[13] http://www.cofe.ru/finance/russian/8/82.htm

[14] http://www.ffiec.gov/bsa_aml_infobase/documents/regulations/ML_Control_1986.pdf

[15] http://epic.org/privacy/terrorism/hr3162.html

[16] Офшоры в глобальной экономике…

[17] Офшоры в глобальной экономике…

[18] Офшорные холдинговые компании на рынке ценных бумаг. http://www.pnalog.ru/material/ofshornye-holdingovye-kompanii-cennye-bumagi

[19] Офшоры в глобальной экономике…

[20] http://gfconsult.ru/cgi-bin/get_sub_page.cgi?id=96&parent=9. В оригинале называется "Модель налогового соглашения"

[21] http://www.oecd.org/tax/transparency/44430243.pdf.

[22] http://www.nalog.ru/mnsrus/msmno/mpa/dn/

[23] Сначала было 40 рекомендаций, позже вышли еще 9.

[24] www.eurasiangroup.org/ru/

http://www.eurasiangroup.org/ru/international_conventions.php  - конвенции

http://www.eurasiangroup.org/ru/unsc_resolutions.php  - резолюции ООН

http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32003L0048:EN:HTML    Директива Совета 2003/48/ЕС от 3 июня 2003 года о налогообложении дохода от сбережений в форме выплаты процентов

[25] http://invest-news.ru/pravovoe-regulirovanie5.html

[26] http://www.bis.org/about/factbcbs.htm

[27] В 2011 году на английском языке стала доступна новая книга Николаса Шексона «Острова сокровищ: налоговые гавани и люди, которые обокрали мир» (англ. - Treasure Islands: Tax Havens and the Men Who Stole the World). Благодаря усилиям Издательства ЭКСМО и при поддержке Коммерсантъ в 2012 году широкой публике стал доступен добротный перевод книги на русский язык (перевод Александра Калинина). 


bottom
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru