Новости РАН
-
Академику Владимиру Георгиевичу Полякову - 75 лет!
-
Квантовые коммуникации, серийное производство и подготовка кадров — в РАН прошёл Научный совет «Квантовые технологии»
-
Президент РАН Геннадий Красников принял участие в заседании комиссии по научно-технологическому развитию России
-
Президент РАН Геннадий Красников: «У нас остались школы, достижения, знания — всё теперь зависит только от воли государства»
-
Компьютерное зрение, система управления логистикой и симулятор беспилотников — в РАН прошёл экспертный совет НТИ
Экспертиза проектов нормативно-правовых актов
Правовая экспертиза
проводится значительным кругом субъектов, к которым в первую очередь относятся органы юстиции как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, юридические службы всех других федеральных органов исполнительной власти, обладающих полномочиями по нормативно-правовому регулированию в своей сфере, и включает в себя оценку проекта с точки зрения:
- его соответствия правовым принципам;
- правильности использования правовых категорий;
- соотношения проектируемых решений с другими актами, включая договоры и соглашения России с иностранными государствами, а также признаваемые Российской Федерацией международно-правовые акты, и внутренней их последовательности;
- обеспечение системности законодательства;
- обоснованности выбора формы акта, корректности применения тех или иных средств юридической техники;
- соответствия положений проекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики.
Представляется верным такие виды обозначаемых в нормативных правовых актах экспертиз, как юридическая, юридико-техническая, правовая, и не отличающихся предметом экспертизы именовать правовыми.
Научная экспертиза
осуществляется научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов в зависимости от содержания рассматриваемых проектов.
Выделяя данный вид экспертизы проектов нормативных правовых актов, стоит отметить, что в структуру федеральных органов исполнительной власти входят и образовательные учреждения, на которые как раз и возлагается обязанность в случае необходимости дать заключение на разработанный проект нормативного правового акта.
Экологическая экспертиза
Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
ФЗ от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Экологической экспертизе могут быть подвергнуты проекты нормативных правовых актов, комплексных и целевых федеральных программ, генеральных планов развития территорий, схем развития отраслей народного хозяйства и т.д.
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, которая осуществляется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В связи с обозначенными полномочиями Минприроды России был разработан Административный регламент исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной функции по надзору за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений <16>, который закрепляет процедуры, в соответствии с которыми проводится экологическая экспертиза. -------------------------------- <15> Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы" // СЗ РФ. 1996. N 40. Ст. 4648. <16> Приказ Минприроды РФ от 30 октября 2008 г. N 273 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной функции по надзору за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений" // Бюл. норм. актов фед. органов исполн. власти. N 7. 2009. Важным, по нашему мнению, юридическим средством обеспечения соблюдения законодательства об экологической экспертизе является административная ответственность, которая выражается в форме обязанности физического или юридического лица, нарушившего законодательство об экологической экспертизе, претерпевать неблагоприятные последствия в виде административного штрафа, установленные санкциями ст. 8.4 КоАП РФ в определенном административно-процессуальном порядке.
Антикоррупционная экспертиза
Является еще одним видом экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, проводимой федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, а также органами, организациями, их должностными лицами - в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В свою очередь Правительством Российской Федерации утверждены Правила и Методика, которые определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации <17>, выступающим одним из главных органов по проведению антикоррупционной экспертизы; -------------------------------- <17> Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов") // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
Рисковая экспертиза
обязательность проведения закрепляется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" и Постановления Правительства РФ от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <18>. -------------------------------- <18> СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4834. В свою очередь "рисковая" экспертиза подразделяется на:
экспертиза по оценке финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов;
экспертиза по оценке регулирующего воздействия.