Президент Путин о деофшоризации

12 декабря 2013 г. в своем Послании Федеральному собранию Президент РФ В.В.Путин касательно задачи деофшоризации российской экономики заявил, что не в первый раз говорит о необходимости деофшоризации экономики, что результаты пока мало заметны, поскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год и что объем экспорта российских товаров через офшоры и инвестиций в российскую экономику из офшоров огромен.

Президент сформулировал ряд необходимых для деофшоризации страны мер:

Президент Путин не впервые поднимает эту проблему. Задачу деофшоризации экономики страны Президент ставил в своем Послании Федеральному собранию 2012 г., говорил об этом на пресс-конференции 20.12.2012 г.

Но если в предыдущих своих выступлениях Президент, объясняя причины ухода российского бизнеса в офшоры, пенял на недостатки в судебной системе, нормотворчестве, практике применения законов, а главным направлением деофшоризационных мер определял улучшение инвестиционного климата, то на этот раз он не сказал об этом ни слова.

И слава Богу. Дело в том, что плохие законы и суды, незащищенность собственности и в целом плохой инвестиционный климат в России являются не более чем идеологическими штампами.

Во-первых, и законодательство, и суды, и защищенность собственности, и в целом условия для бизнеса в России лучше, чем во многих и многих других странах, включая самые развитые и "цивилизованные".

Во-вторых, офшорные государства предоставляют компаниям, зарегистрированным в их юрисдикции такие специфические условия – анонимность владения и управления компанией, освобождение от уплаты налогов, - какие ни Россия, ни любое другое неофшорное государство, никогда не сможет предоставить.

В Послании 2013 года Президент Путин предложил распространить российское налогообложение на иностранные компании, принадлежащие россиянам. Такая практика за рубежом действительно есть. Начиная с 1962 года в CША разрабатывается и вводится в законодательство набор норм, известных как Правила о контролируемых иностранных корпорациях (Con-trolled Foreign Corporations – CFC) . При выполнении определенных условий иностранная компания считается контролируемой резидентом США. В этом случае американский владелец такой компании обязан учесть в составе своих налогооблагаемых доходов долю прибыли компании, соответствующую его доле в капитале компании. Он обязан сделать это даже в том случае, когда фактического распределения этого дохода акционерам не производилось.  

Эта мера полезна, однако, необходимо учитывать, что в США институт налогообложения доходов иностранных компаний, принадлежащих американцам, может работать только в условиях открытости для США данных о фактических владельцах/бенефициарах офшорных компаний. США заключили Соглашения об обмене налоговой информацией со всеми офшорными зонами, а многие офшорные государства находятся в прямой политической и административной зависимости от США.

Россия ничем подобным похвастаться не может. У России нет НИ ОДНОГО соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными государствами и нет практически никаких инструментов давления на правительства этих государств. То есть, начислить налоги на доход иностранной компании или бенефициарного владельца и применить какие-то санкции можно будет только на основании чистосердечного признания самого владельца такой компании.

Прекращение предоставления государственных гарантий и кредитов Внешэкономбанка иностранным компаниям, конечно полезная мера. Почему вообще российское государство должно способствовать развитию иностранного бизнеса? Лучше свой развивать. Но, иностранных компаний, получающих гарантии российского государства и кредиты госбанков не так много, и кардинально ситуацию эта мера не изменит.

Главная новизна в позиции Президента Путина в отношении деофшоризационных мер состоит в том, что он явил понимание основы взаимоотношений государства и бизнеса. Любая хозяйственная деятельность начинается с ресурсной базы и кончается реализацией своих товаров/работ/услуг. Ресурсная база включает в себя землю (территорию), полезные ископаемые, источники энергии, квалифицированную рабочую силу, транспортную инфраструктуру и пр. Реализация продукции происходит или на рынке или в системе государственных закупок. Очевидно, что при допуске к ресурсам и при осуществлении госзакупок государство имеет эффективные рычаги воздействия на бизнес.

Поэтому предложение Президента не допускать иностранные компании к госзаказу и закупкам компаний с госучастием, является поистине революционным. Правда, иностранцам легко будет обойти этот запрет путем регистрации в России дочерней компании. Поэтому для полноценной реализации этой деофшоризационной меры необходимо распространить этот запрет также на компании пусть и зарегистрированные в России в соответствии с российским законодательством, но в значительной мере зависимые от иностранных владельцев/управляющих/кредиторов. Тогда недопуск к госзаказу и заказам компаний с госучастием будет для очень многих наших предприятий, оформивших свои активы на офшоры, серьезным стимулом для возвращения в пределы родной российской юрисдикции.

 

Эксперты НИЦ Системного анализа при участии Института новой экономики Государственного университета управления, Центрального экономико-математического института РАН, Совета по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития РФ и РАН и академика РАН С.Ю. Глазьева подготовили доклад "Деофшоризация российской экономики. Пути и меры". В докладе дан анализ опасности офшоризованности российской экономики, вскрыты истинные причины сложившейся ситуации, дан подробный анализ деофшоризационных мер, применяемых развитыми государствами и международными организациями – ООН, ОЭСР, ФАТФ, и обосновано направление необходимых деофшоризационных мер.

С текстом доклада можно ознакомиться в интернете: http://sysanalys.ru/