Деофшоризация экономики и приоритетное развитие российского бизнеса.

 

Доклад А.С.Недошивина на парламентских слушаниях "Применение субъектами экономической деятельности трансфертного ценообразования и использование офшорных компаний с целью уклонения от уплаты налоговых, неналоговых и таможенных платежей".

Москва, 21.11.2013 г. 

1. Постановка проблемы

Использование офшоров российским бизнесом причиняет огромный вред интересам Российского государства и выходит далеко за рамки недобора налогов и сборов в российский бюджет за счет манипулирования с ценами в сделках с офшорными "прокладками".

Офшоры являются инструментом внешнеэкономической экспансии развитых государств. Все войны велись за ресурсы и рынки. Но можно вполне мирным путем поставить под свой контроль компании, занимающиеся добычей ресурсов и поставкой продукции на рынок. Для этого офшоры и существуют. В Россию экспансия осуществляется во-первых, путем экспорта своих капиталов с постановкой под свой контроль внутренней промышленности и ресурсной базы, во-вторых, созданием благоприятных условий для бегства российских капиталов и реинвестирования их обратно в Россию, но уже под значительным контролем этих государств.

Офшорный характер российской экономики означает зависимость российской промышленности от иностранных владельцев/управленцев/кредиторов. Масштаб этой зависимости превосходит все разумные пределы и угрожает государственной безопасности. Особенно в период кризиса.

Зависимость российского бизнеса от заграницы не только корпоративная, но и финансовая. Многие предприятия набрали длинных дешевых кредитов, заложили все свои основные средства и свои акции. С одной стороны, Россия обладает значительными золотовалютными резервами и относительно маленьким государственным долгом. Но с другой стороны, существует очень большая задолженность частных предприятий перед иностранцами. Корпоративный долг перед иностранными кредиторами не суверенен, частные заёмщики отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. То есть значительная часть российских основных средства производства – заводы, фабрики, шахты, суда, самолеты и т.д. – заложена иностранцам.

Деофшоризация – снижение офшорного фактора в российской экономике. Существенное уменьшение количества офшоров, используемых российским бизнесом. Уменьшение в количественном и стоимостном выражении товарных и денежных потоков, проходящих через офшоры.

Для этого необходимо разработать и внедрить в российское законодательство комплекс мер, создающих условия, при которых российских бизнес будет вынужден снизить до достижимых пределов (в идеале совсем отказаться) использование офшорных механизмов и в значительной степени перейти в российскую юрисдикцию.

Для того чтобы правильно определить направление и состав необходимых для решения задачи деофшоризации мер, прежде всего, необходимо выявить причины, заставившие российский бизнес уйти в офшоры.

Среди главных причин экспертами часто называются следующие: плохой инвестиционный климат; несовершенное законодательство; плохая судебная система; плохая защищенность собственности; неразвитость фондового рынка и вообще плохие условия для бизнеса в России. Из этих причин и вытекают необходимые меры – улучшить, совершенствовать, развивать, сильнее защищать. В общем, создать такие хорошие условия, чтобы российские капиталы вернулись на родину и наступила деофшоризация.

Но это неверный путь.

Во-первых, и законодательство, и суды, и защищенность собственности, и в целом условия для бизнеса в России лучше, чем во многих и многих других странах, включая самые развитые и "цивилизованные".

Во-вторых, офшорные государства предоставляют компаниям, зарегистрированным в их юрисдикции такие специфические условия – анонимность владения и управления компанией, освобождение от уплаты налогов, - какие ни Россия, ни любое другое неофшорное государство, никогда не сможет предоставить.

Поэтому надо, конечно, совершенствовать законодательство и работу судов, защищать собственность, улучшать инвестиционный климат, развивать фондовый рынок. Но задачу деофшоризации этими мерами не решить.

Главной причиной массового ухода бизнеса в офшоры являются дополнительные конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров. Компания, не использующая офшоры, проигрывает своим офшоризованным собратьям. Бизнес вынужден на том или ином этапе своего развития уходить в офшоры часто просто для того, чтобы сохранить конкурентоспособность.

Практика использования офшоров в бизнесе велика и разнообразна. Всего насчитывается несколько десятков схем налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации. Внешняя легальность этих схем обеспечивается непрозрачностью. В абсолютном большинстве случаев при раскрытии реальных владельцев и управляющих офшора, эти схемы становятся противозаконными и подпадают под санкции, предусмотренные и российским, и зарубежным законодательством для притворных сделок, трансфертного ценообразования и уклонения от уплаты налогов.

2. Задача деофшоризации

Задача деофшоризации может быть решена достижением следующих целей:

  1. Расположение цепочки собственников бизнеса и конечного бенефициара в российской юрисдикции.
  2. Перекредитование бизнеса российскими финансовыми структурами.
  3. Снижение до достижимого минимума использование офшорных "прокладок" в международной торговле.

Невозможно добиться деофшоризации какой-либо радикальной запретительной мерой. Но возможно комплексом различных мер создать условия, при которых российский бизнес будет вынужден деофшоризоваться.

Репрессивные меры необходимы, но их эффективность ограничена. Для решения задачи деофшоризации российской экономики не обойтись без создания преференциального режима для компаний, не использующих в своей деятельности офшорные механизмы.

Для этого необходимо разделить компании, работающие в России, на российские и нероссийские (название условное) – пусть и зарегистрированные в России, но корпоративно и/или организационно и/или финансово зависимые от заграницы и/или имеющие центры образования прибыли за границей.

Все разрабатываемые меры можно разделить на три группы:

  1. Меры, содержащиеся в антиофшорных Рекомендациях международных организаций – ООН, ОЭСР, ФАТФ. Россия обязана следовать этим Рекомендациям.
  2. Меры, применяемые развитыми иностранными государствами. Эти страны гораздо дальше России продвинулись на пути пресечения хулиганства своих компаний.
  3. Защитные меры. Приоритетное развитие российского бизнеса. Повышение конкурентоспособности российских компаний путем предоставления им дополнительных преимуществ.

3. Необходимые меры

1. Большинство развитых стран США, включая Китай, имеют действующие соглашения об обмене налоговой информацией почти со всеми офшорными государствами. Между тем, у России нет ни одного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными государствами. Необходимо в короткие сроки добиться заключения договоров об обмене налоговой информацией со всеми офшорными государствами. Добиваться надлежащего исполнения этих договоров.

2. Необходимо провести ревизию всех соглашений об избежании двойного налогообложения, с тем, чтобы они не могли быть использованы для уменьшения налоговых обязательств российских компаний.

3. Деятельность любой крупной компании затрагивает государственные и общественные интересы. Необходимо создавать условия большей открытости бизнеса.

4. Вся российская промышленность и весь российский бизнес непосредственно или опосредованно завязаны на ресурсы – полезные ископаемые, земля, лес, вода, энергоносители. При предоставлении этих ресурсов, а также при подключении к сетям, можно предусмотреть льготы для российских компаний.

5. Государство не только распределяет ресурсы, но и является крупнейшим хозяйствующим субъектом. Являясь покупателем товаров и заказчиком работ/услуг, российское государство имеет законное (перед богом и людьми) право предоставлять дополнительные преференции для российских компаний – поставщиков товаров/работ/услуг для государственных нужд.

6. Огромная задолженность российского бизнеса перед иностранными кредиторами создает угрозу национальной безопасности. Необходимо разработать и осуществить комплекс мер по конвертации внешнего корпоративного долга, или его существенной части, во внутренний. Принять меры по недопущению увеличения задолженности российских предприятий, и, прежде всего, компаний с государственным участием. Например, установить повышенные требования к резервированию при кредитовании российскими банками компаний, чьи долги (прежде всего, внешние) и без того велики.

7. Необходимо разработать и принять комплекс мер, направленный на переориентирование фондового рынка от спекулятивных целей к функции перераспределения финансовых ресурсов в реальный (производственный) сектор экономики.

8. Разработать и ввести в налоговое законодательство следующие понятия "офшорная компания", "контролируемая компания", "конечный выгодополучатель (бенефициар)", расширить содержание и область применения понятий "консолидированная группа налогоплательщиков", "контролируемая сделка".

9. Распространить налогообложение у источника на все операции, в том числе торговые, совершаемые с офшорными компаниями.

10. Разработать меры по налогообложению непрямых и нерепатриированных доходов российских резидентов от участия в иностранных компаниях.

11. За счет налогообложения оборота ценных бумаг добиться снижения спекулятивного фактора на рынке ценных бумаг.

12. Обложить налогом займы и кредиты, получаемые российскими заемщиками из зарубежных источников.

13. А для решения задач развития российской экономики, для повышения благосостояния российских граждан, для процветания России необходимо обеспечить приоритетное развитие национального бизнеса, законодательно закрепить преимущественное положение российских кампаний.

 

Меры по деофшоризации российской экономики не должны быть фрагментарными. Необходим комплекс деофшоризационных мер. Очевидно, что комплекс деофшоризационных мер слишком велик для того, чтобы разработать его единым пакетом, согласовать с профильными ведомствами и внести единым законопроектом. 

Представляется целесообразным разработать и принять Концепцию деофшоризации российской экономики, в которой обосновать комплекс деофшоризационных мер с учетом мнения бизнес-сообщества.

Конкретные поправки в действующее законодательство подготавливать в соответствии с утвержденной Концепцией.